Воскресенье, 19/Май/2024, 13:03:57
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ Елаурская СШ

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Баннеры
Баннеры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Открытый урок по рассказу И.А. Бунина «Косцы»
13/Май/2020, 12:03:51

Тема урока: «Я пишу о красоте…»

Открытый урок по рассказу И.А. Бунина «Косцы»

Предмет: литература.

Категория: обучающиеся 5 класса.

УМК: предметная линия под ред.В.Я.Коровиной. Литература 5 класс

 

Ход урока

 

(слайд 1) Добрый день! Меня зовут Штубова Юлия Юрьевна.

 

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

Ребята, я надеюсь на вашу активную работу.

- На уроках литературы мы часто говорим о красоте родной природы, необъятных просторах Родины. Красота родной земли предстаёт во многих произведениях.

Ребята, а какие произведения вы можете назвать?

/учащиеся называют запомнившиеся произведения

Стихи Тютчев «Зима недаром злится…»

Есенин «Белая берёза под моим окном» и т.д.

- я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте:

(Слайд 2)

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

 

И забуду я все — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленам припав.

 

- Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту Ивану Алексеевичу Бунину.

- О чём это стихотворение? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).

- Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.

В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.

- Эпиграфом к нашему уроку станут слова писателя:

(слайд 3)

«Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души». (И.А.Бунин)

Давайте сформулируем тему нашего урока

«Я пишу о красоте…»

(слайд 4)

- А о какой красоте идет речь в рассказе: Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

- Что нам необходимо сделать, чтобы на него ответить? (исследовать рассказ)

 

- Какую цель мы должны поставить на уроке? (проанализировать рассказ И.А.Бунина «Косцы»)

 

- Что нам необходимо сделать для анализа рассказа?

Предполагаемые ответы:

- Еще раз прочитать рассказ.

- Определить его тему и микротемы.

- Найти используемые автором средства художественной выразительности.

- Определить основную мысль рассказа (о какой красоте в нем пишет Бунин).

3. Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.

1 ЗАДАНИЕ. Дидактическая игра «Вопрос-ответ». Перед вами статья учебника «Иван Алексеевич Бунин». Вам нужно составить вопросы к этой статье. Свои вопросы вы можете записать на листе ответов № 1. 1 задание.

_______________________________________________________________

- А теперь проверим как вы справились с заданием. Поработаем в парах. Один читает свой вопрос, а второй – отвечает.

(Примерные вопросы:

К какому роду принадлежал И.А. Бунин?

Где прошло детство писатель?

Какое образование получил И.А. Бунин?

Когда вышла первая книга стихов поэта? и др.)

Что вам больше всего запомнилось? Чем мы вправе гордиться?

(Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.)

А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается?

Ответы детей

(слайд 5)

Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. За выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира.

За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину?

Ответ- в эпиграфе

(слайд 6)

Правильно, хорошо,молодцы

 

- Давайте обратимся к тексту рассказа «Косцы»

- Послушайте начало рассказа в актерском исполнении

Учащиеся слушают начало рассказа до слов «И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели»

Учитель:

- Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Какие краски вы увидели?

-Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?

-отмечают запахи скошенной травы, полевых цветов, обращают внимание на то, что среди «полевой тишины» слышалось только пение косцов, и казалось, что эту песню подхватывал лес.

- Какова тема данного отрывка? (тема природы).

- Это одна из микротем рассказа. Какие еще микротемы можно выделить в произведении Бунина? О чём это произведение?

(косцы и их труд, народная песня, родина)

2 задание. Чтение с пометками. Работа в группах

Задание. Каждая группа должна найти в тексте и отметить ключевые фразы, относящиеся к определённой микротеме.

Раздать микротемы.

Ученики работают с текстом рассказа в группах, потом зачитывают выписанные фрагменты.

Первая группа. Микротема природы.(прикрепить слово)

Какой же предстает перед нами природа?

Предполагаемые записи:

«…берёзовый лес…звучно откликался им»,

«старая дорога, заросшая кудрявой муравой…»,

«…изрезанная…следами давней жизни наших отцов и дедов…».

«…небо уже золотилось…»,

«…казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – или благословенной – Богом стране».

Вторая группа. Микротема крестьянского труда. (прикрепить слово)

А теперь поговорим о самих косцах и их труде.

- Обратимся к иллюстрациям.

- Что можем сказать о косцах? (Слайд )

- Анализ картины Г. Мясоедова «Косцы»

-Кто изображён на картине? - Чем картина близка рассказу?

- А вообще, легко косить? - Какое чувство объединяет косцов? (Любовь к родине, чувство единения).

Физкультминутка.

Немного отдохнём. Представим на несколько минут, что мы косари. Давайте встанем и изобразим, как косят траву. Постарайтесь передать усердие, старание в работе.

Включаю музыку

- А теперь Понаблюдаем, как трудятся косцы в рассказе

Предполагаемые записи:

«они были «дальние», рязанские»,

«беззаботны, дружны»,

«…были «охочи к работе», неосознанно радуясь ее красоте и спорости»,

«…косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли…вольной, ровной чередой…»,

«…передвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы…»,

«… делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное…»,

« и прекрасны совершенною особой, чисто русской красотой были те чувства, что раскрывали они своими вздохами».

Молодцы

Учитель включает запись песни «Уж ты поле, моё поле……»

- Что вы испытываете, когда слушаете русскую народную песню?

- Как вы думаете, почему я включила эту запись?

Народная песня – третья микротема рассказа.

Третья группа. Микротема народной песни. (прикрепить слово)

Предполагаемые записи:

«…не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни…»,

«…она была связана со всем, что видели, чувствовали все мы…»,

«…кровное родство…»,

«…мы были дети своей родины…»,

«…только её душа могла петь так…»,

«…прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были чувства…»

 

Четвертая группа. Микротема Родины. (прикрепить слово)

Предполагаемые записи:

«…родимая сторонушка…»,

«…Эта родина, этот наш общий дом - Россия»,

«…беспредельная родная Русь…»,

«…кровно близок он с этой глушью…»,

«… нет подлинной разлуки с нею…»,

«… куда бы ни забросила доля, будет…родное небо, а вокруг – беспредельная родная Русь»,

«…бесконечно счастливы мы были в те дни…»

 

- В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).

- Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство).

Поместим и это слово на доску.

- Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).

Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).

(Учитель прикрепляет в основание фигуры слово “Россия”).

 

 

4 Задание. Составить синквейн. Работа в группах

1 группа- слово дом

2 группа -слово родина

Дом Родина

Родной уютный любимая большая

Ждёт заботится снится цветёт живёт побеждает

Мой дом моя крепость Даётся нам с рождения

Детство Отечество

Зачитывают получившиеся синквейны

 

Какую цель мы ставили в начале урока?

- Можем мы теперь ответить на вопрос: о какой красоте идет речь в рассказе «Косцы»? (о красоте родства героев с бескрайними просторами русской земли, красоте душевного склада песен, о красоте, величии России)

- Правильно ли мы обозначили тему?

- Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите:

любил ли И.А.Бунин свою Родину?

- Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги, Используя приём незаконченное предложение. Перед вами карточки Сегодня на уроке. Выберете, пожалуйста одно предложение и продолжите его.

ответы

А теперь я попрошу вас оценить свою работу но уроке.- Лист самооценки

Домашнее задание

 

- С каким чувством вы уйдете с урока?

- Чувствуете ли вы себя частичкой России?

- Гордитесь ли вы своей страной?

 

Спасибо за урок.

Категория: Мои файлы | Добавил: Ira
Просмотров: 178 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЦОС
Большая перемена
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024